Отчет о велопоходе I к/с (Юго-Западный Крым, Украина)
числа похода: 30.04.2009 - 10.05.2009
Руководитель группы: С.Г. Гурьянов (e-mail: gsergy@rambler.ru)
маршрут:
Ст. Севастополь - город Херсонес - мыс Херсонес - мыс Фиолент - Свято-Георгиевский монастырь –
Балаклава - Золотой пляж – Резервное – Гончарное – Орлиное - Байдарские ворота – Симеиз – Алупка –
Кореиз - Ай-Петри - р. Сары Узень (Большой каньон, вдп. Серебряные струи) - Соколиное - Бол.Садовое
- пещ.город Эски-Кермен – Мангуп-Кале - Железнодорожное – Бахчисарай - Качи-Кальон - Кыз-Кермен -
Чуфут-Кале- Бахчисарай – Скалистое - Бакла - пещера Змеиная нора – ст. Симферополь
карта маршрута
Состав группы
Сергей Гурьянов. руководитель
Дмитрий Зубарев. механик
Оксана Денисова. завхоз
Марина Леонтьева. медик
Святослав Павлов. штурман
Анатолий Зубрицкий. фотограф
График движения группы смотреть здесь
Описание участков маршрута
30.04.2009 Пущино – пл. 107 км, электричка до Тулы, посадка на поезд в Туле
Вот и наступил долгожданный день. Весело педалируя из Пущино на электричку до Тулы, попутно перебираем в памяти все ли собрано, все ли взято. (А свет то дома так и не выключили).
На вокзале в Туле разобрали велосипеды (сняли оба колеса, руль, багажник), упаковали – готовимся к новым вагонам. Поезд 017Й Москва – Севастополь стоит на станции Тула четыре минуты, времени не так уж много, но больше никто не грузится. Вагоны старые, проводники молодые – велосипеды лежат себе спокойно на третьей полке. Мы едем в Крым!
1.05.2009 Ст. Севастополь – музей Херсонес – мыс Херсонес – мыс Фиолент
Поезд прибыл в 10:45 по местному времени. Собрали велосипеды прямо на платформе (попутно поменяв камеру у Димы – оторвался ниппель), проверили оборудование и выехали в город. В километре от вокзала – у Славы отвалился багажник. (В прочем это не последняя напасть на его велосипед).
В Севастополе нашей целью было посещение музея под открытым небом – развалины города Херсонеса Таврического. Прибыв к входу, купили билеты, велосипеды оставили на площадке для автомобилей на территории музея и спокойно пошли осматривать развалины античного города. Гулять там можно хоть целый день (монетный двор, театр, античная площадь, жилые кварталы, сигнальный колокол, водохранилища).
Над развалинами величественно возвышается Владимирский собор, построенный в середине XIX века. В Херсонесе набрали воды на вечер.
Из музея через новые застройки Севастополя попали на крайнюю юго-западную точку Крыма - мыс Херсонес. На маяк решили не ехать. Полюбовались прекрасным видом, рядом Казачья и Голубая бухты. Сейчас здесь идет грандиозное строительство мемориального комплекса, посвященного воинам-защитникам Севастополя в годы ВОВ.
Идея проехать от мыса Херсонеса до мыса Фиолент по тропочкам вдоль моря неосуществима: огороженные полигоны, военные части – пришлось возвращаться на асфальт. До мыса домчались по Фиолентовскому шоссе. Машин мало, часто попадались местные велосипедисты. Через дачи добрались до берега и по краю обрыва (100 м) между дачами и морем прошли на мыс. Весь остаток вечера был посвящен сбору дров, приготовлению пищи и, конечно, ее поеданию.
2.05.2009 Мыс Фиолент – Свято-Георгиевский монастырь – Высота Горная – Балаклава – Чембало – катер - Золотой пляж
Утром, собрав лагерь, решили ехать вдоль мыса к Свято-Георгиевскому монастырю.Тропа вывела к военной части. Обогнув часть, снова попали в дачи. Когда подъезжали к монастырю, начался моросящий дождь. В храме можно набрать питьевой воды.
От монастыря повернули на север. После грунтов выехали к высоте Горной. Здесь находится памятник воинам 318-й Новороссийской горнострелковой дивизии. Дождь усиливался…
С высоты Горной спустились в совхоз Золотая балка. Оттуда по скоростному шоссе под сильным ливнем въехали в Балаклаву. Первым пунктом культурной программы было посещение первого и единственного в мире подземного завода для ремонта субмарин – «Объект №825 ГТС». Посещение музея оставило сильное впечатление от духа времен холодной войны.
Вторым пунктом было посещение развалин генуэзской крепости Чембало. Сейчас ее активно реставрируют.
Где-то между первым и вторым пунктом выяснилось, что у нашего Славы выпал болт из каретки и благополучно канул в лужах после ливня. Запасного болта в ремнаборе не оказалось, но наш механик Дима облетел ближайшие в Балаклаве автомастерские (суббота, вечер) и нашел подходящий болт. Как потом выяснилось, он еще ухитрился ключом на 14 закрутить болт на 13!
В пять часов вечера, договорившись с владельцем катера, поплыли на Золотой пляж. За день до этого был шторм, и целую тьму медуз прибило к берегу, которые и забили нам трубу в катере. Заглохли. Море было неспокойным, а капитан нетрезв – но все, же мы добрались до уговоренного места – Золотого пляжа. Очень приятно, что был причал – а точнее опоры от него. Организовав цепочку, довольно быстро выгрузились на берег. Пляж каменистый, довольно грязный, лесной массив засиженный. От места высадки пришлось еще пройти 300 метров вдоль пляжа и еще преодолеть подъем на площадку в сосенки. Расспросили народ на стоянках на берегу, есть ли здесь лесничие, каковы расценки. Оказалось, что сегодня в такой дождь их не было и скорей всего не будет. Выбрав место для лагеря, стали обустраиваться.
Ближайший родник, обозначенный на карте в ущелье, к которому нужно было идти по нарисованным рыбкам-указателям, был настолько слаб, что воду быстрее было набрать дождевую с тента.
3.05.2009 Золотой пляж – Резервное – Орлиное – Байдарские ворота – Чертова лестница – Оползневое
К утру дождь закончился, тучки разогнались. Толик, поборов сырые дрова, обеспечил нас скорым завтраком. Собрав лагерь, двинулись по размокшей дороге. Вначале она была проезжая, но как только начался подъем на перевал, пришлось обносить велосипеды и рюкзаки через кусты. Тонны грязи липли на колеса, кроссовки, группа заметно растянулась. У большинства членов группы были вибрейки – колеса блокировались сразу же. Но напасти на этом не закончились, на этом подъеме Дима вырвал на своем велосипеде задний переключатель и был обречен крутить на синглспиде изрядную часть пути.
Весь подъем на перевал занял 2 часа и еще час на реанимацию велосипедов, очистку от грязи и восстановление сил. Во время нашего героического подъема с пляжа туда и обратно проехал уазик с лесничими.
По карте мы находились возле Лесхоза, от которого осталось несколько пустых зданий и фундаменты. От Лесхоза решили ехать через перевал по грунту. Здесь грунты были уже сухими, дальше пошли камни, спуск до асфальта был стремительным.
В Орлином закупили продукты, набрали воды на оборудованном роднике за остановкой автобусов. Подъем на Байдарские ворота прошел незамеченным: в тумане, а затем под дождем, включив все габаритные огни, мы в скором времени добрались до вершины. Насладиться видом нам не удалось. Форосская церковь тоже была в тумане. На спуске с Байдарских ворот до верхней дороги пальцы, сжимавшие тормоза, окоченели у всех (это вам не месяц май!). В этот раз верхняя дорога была достаточно оживлена, почти у каждой скалы стояли припаркованные машины, а по отвесным стенкам в тумане карабкались альпинисты.
Погода снова испортилась, надвигался вечер, поэтому после Оползневого, не доезжая до Кошки, стали искать место для лагеря. Встали на пригорке на ровной площадке в соснах, недалеко от дороги. Первым делом растянули тенты. Дрова сырые, запасы оргстекла быстро таяли. И только смазка для цепи добыла нам огонь. За огонь боролись около сорока минут – после этого было принято решение в первом же населенном пункте купить жидкость для розжига.
4.05.2009 Гора Кошка – Симеиз – Алупка – Кореиз – Нижняя станция канатки, фуникулер, Ай-Петри – р. Сары-Узень (вдп. Серебряные струи, Большой Каньон)
Утро. Солнце. Но за ночь дрова стали только сырее. После завтрака спустились до горы Кошка: море, сегодня видно море. От Симеиза до Алупки проехали по нижней дороге.Здесь мы посетили Воронцовский дворец.
Наш пункт назначения – нижняя станция канатки. Долго выбирали: фуникулер или газель, остановились на фуникулере (тем более, что к велосипедистам там уже привыкли). Быстр загрузились с велосипедами, первая станция канатки, пересадка, вагончик резко уходит в небо, отвесные скалы, до них почти можно достать рукой, встречный вагончик, вторая станция, выгрузились… вот и 1154 м.
Отъехав от верхней станции канатки, поднялись на самую вершину Ай-Петри. А затем только спуск. Дорога хорошая, погода разгулялась, на некоторых витках серпантина останавливаемся для памятного фото.
Ночевка сегодня у нас намечена на р. Сары-Узень, добраться до нее решили, съехав на не обозначенную на карте грунтовку, не доезжая до Большого Каньона. Грунтовка идет траверсом вдоль склона, под опавшими листьями попадаются большие камни. Возле кормушки дорога закончилась, после разведки местности, всей группой начали спуск, сначала метров на 200, затем 100, затем еще 100. Спуск без дороги, по промоинам, показался очень длинным, но вот и дно ущелья. Просто поразительно как четко мы вышли на место нашей прошлой стоянки 2 года тому назад. Ровное место, замечательные ванночки в реке, дрова уже заготовлены (и такое ощущение, что даже нами) и все скрыто от лишних глаз. Разделившись на 2 группы, решили устроить вечернюю и утреннюю экскурсии на водопад Серебряные струи и Большой Каньон. Первая группа вернулась затемно, с трудом найдя лагерь. Вот что значит конспирация.
5.05.2009 р. Сары-Узень – Соколиное – Бол. Садовое – Пятая балка
С 7 до 10 утра вторая группа ходила на экскурсии, и, в отличие от вечерней группы, каньон они осмотрели более полно. Проблем с кассами не было, но при возвращении на тропу к лагерю они появились. Дело в том, часть пути находится на маркированной тропе к водопаду Серебряные струи. Обогнув сборщиков мзды по ручью, утренняя группа вернулась в лагерь, где ее уже заждались. Собрав лагерь, мы перешли р. Сары-Узень и вылезли на грунтовую дорогу до трассы. Проезжаем Соколиное, резко тормозим в Голубинке: надпись на магазине – ВЕЛОЗАПЧАСТИ. Кто бы мог подумать, что мы здесь купим за 25 гривен новый переключатель для Димы и ключ на 13 для Славы, который то и дело подтягивал болт на шатунах. Переключатель был на 21 скорость, а не на 24 – но теперь это не синглспид! Дима счастлив!
В Куйбышеве были к обеду, там и сделали закупки продуктов.
После Танкового пересекли р. Бельбек и на Сфинксах устроили обед. Велосипеды оставили сцепленными у подножия горы.
После обеда проследовали в Красный мак, затем в Залесном повернули на грунты, огибающие г. Баллы-Коба. Здесь начался небольшой подъем, но ничего, все справились и особо не растягивались.
Встать мы планировали напротив Пятой балки под скалой из песчаника. Сбегав на разведку сквозь кусты и заросли, мы все-таки отыскали тропу наверх, примерно 50 м. Подняться по ней было трудно, но после Золотого пляжа нам никакие горки нипочем. Нужно отметить, что на полочке очень уютно: можно поставить 3-4 палатки, есть гроты. В одном из гротов мы устроили кухню, все было по-домашнему: стол, очаг, полочки с продуктами. За водой ходили на ручей на Пятой балке. На Пятой балке полно туристических стоянок, от того и лесничие наведываются ровно в 7 вечера на уазике. Но нам это не грозит, мы надежно скрыты от людских глаз, да и кто сюда полезет с велосипедами.
После ужина организовали экскурсию на плато, видимо, эта тропа пользуется популярностью, в этом году здесь уже висели перила.
6.05.2009 Дневка (радиальные экскурсии на Эски-Кермен и Мангуп-Кале)
Почти с рассветом организовали экскурсию на Эски-Кермен. Возможно, довольно рано еще до открытия касс. Мы прошли через главные ворота, и сразу наше внимание привлекла башня Кыз-Кулу. По отвесной стене были проложены перила, и мы довольно быстро взобрались на плато. Вид открывался потрясающий, легкая дымка тумана стояла над землей и лучи первого солнца пробивались сквозь него.
Городище Эски-Кермен очень живописно, хорошо сохранилось. Однако прогуливаясь по нему, обнаружили несколько некультурных стоянок.
Значительную часть Эски-Кермена посмотрели, руководствуясь имеющейся картой.
Очень впечатлили пещеры, осадный колодец и главная улица. Отвесные стены делают эту крепость неприступной.
В лагерь вернулись по плато г. Баллы-Коба.
Во второй половине дня решили посетить самый большой пещерный город Мангуп-Кале. От стоянки пошли вдоль ручья в Пятой балке, вышли к горе Шулдан-Бурун, где стоит пещерный монастырь Шулдан. В монастырь не поднимались, прошли понизу, обогнули гору Шулдан-Бурун, пересекли балку Ураус-Дереси. На Мангуп поднялись по южному склону, миновав Благовещенский мужской пещерный монастырь, выбрались на плато. Сориентировавшись по карте, пошли осматривать достопримечательности пещерного комплекса Мангуп-Кале. Мы посетили восточный мыс, с которого открывается фантастический вид. Восточный мыс наиболее интересен, т.к. здесь располагаются основные пещеры и гроты древнего города, есть развалины цитадели и колодец глубиной 27 м. Также на плато мы посетили два родника – мужской и женский. Вода замечательная! Посетили базилику, где Оксана нашла кованый гвоздь.
После осмотра основных достопримечательностей вышли через основной вход в поселок. А от туда по асфальту до Залесного. На самом повороте в Залесном на тропу, ведущей к Пятой балке, возле нас остановился уазик с лесничими. Сказав, что мы держим путь в Холмовку, спокойно продолжили свой путь в наш лагерь.
7.05.2009 Пятая балка – Холмовка – Красный мак – Железнодорожное – Бахчисарай – Предущельное - Качи-Кальон – Кыз-Кермен - Чуфут-Кале
Сегодня у нас большая культурная программа – посещение нескольких пещерных городов. Правда, уже многие в группе к пещерам поостыли.
Утром, доехав до поворота на дорогу в храм Донаторов, у фермеров набрали воды. До Холмовки летели с приличной скоростью, правда, асфальт уже многое повидал на своем веку. В Железнодорожном повернули на главную дорогу в Симферополь, пришлось заезжать в Бахчисарай. И правильно сделали, наш фотограф Анатолий зарядил аккумуляторы для своего NIKON на остальную часть пути, а мы отведали восхитительных булочек с повидлом и поменяли рубли на гривны. От вокзала дорога спускалась в Новый город. Пролетев водохранилище, Предущельное, остановились возле дороги на пещерный город Качи-Кальон. Городище построено на скале и нависает над долиной, словно гигантский корабль. На плато сооружений не много, одно из них винодельческий комплекс.
Возле Машино повернули на дорогу, ведущей на городище Кыз-Кермен, расположенное на оконечности мыса Кыз-Куле Бурун. Городище удалено от основных туристических маршрутов и не такое зрелищное, как Мангуп-Кале. С плато видно соседнее городище Тепе-Кермен. В овраге Борю-Буран находится военная часть. После осмотра городища, вернулись снова на тропу. Отъехав от турстоянки Бешик-Тау, спрятали велосипеды в густых кустах от посторонних глаз. И налегке отправились на Чуфут-Кале. Тропа через Караимское кладбище вывела нас к Восточным воротам, они закрыты. До южных официальных ворот далеко идти, ищем лазейки. Восточная крепостная стена недостроенная, один за другим быстро переправились на территорию. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор. Сейчас многое восстанавливается в туристических целях.
Как всегда вышли через главный вход. Спустились до родника в Свято-Успенском пещерном монастыре. Набрав воды, вернулись к тому месту, где оставили велосипеды. К моменту постановки лагеря погода резко ухудшилась. Но погода не смогла испортить нам праздник, у одного из членов параллельной пешеходной группы был ДР. Устроившись под тентом, дегустировали до конца ночи Крымские вина.
8.05.2009 Чуфут-Кале - Бахчисарай – Скалистое – Бакла
Утро выдалось непогожим, был град. Однако ближе к обеду распогодилось и мы, собрав лагерь, спустились в Бахчисарай. Сегодня осматриваем главную достопримечательность города - Ханский дворец. На протяжении веков резиденция крымских правителей постоянно достраивалась и изменялась. Сейчас это историко-архитектурный музей заповедник истории и культуры крымских татар. Экспозиции музея знакомят посетителей с историей Крымского ханства, а также с культурой и народным творчеством крымских татар. Мы посетили парадные и служебные помещения Хан-Сарая, Фонтан слез, гарем, ханское кладбище и отреставрированную только что баню Сары-Гюзель.
После Бахчисарая съехали на грунты, идущие параллельно основной трассе. После Глубокого Яра пошел приличный асфальт, ветер дул попутный, мигом долетели до Скалистого. Здесь у местных жителей набрали воды. Затем съехали с асфальта на грунт и мимо карьеров стали подниматься к горе Бакла. Встали в гротах на вершине горы, и это оказалось правильно: через час погода испортилась окончательно. Гроты на Бакле большие, есть место для двух палаток. В соседнем гроте появился водокап, организовали сбор технической воды.
9.05.2009 Бакла – пещ. Змеиная нора - Симферополь
Утром поднялись на плато, прогулялись по пещерному городу Бакла. Разведали дорогу, обозначенную на карте идущую с плато на Каштановое. Спуск по разбитой каменной дороге был экстремальным, живые камни так и вылетали из-под колес. Преодолев в брод р. Альму, выбрались в Каштановое. От сюда повернули на грунт в балке Калиновая.
На карте обозначена пещера Змеиная нора. Добровольцев слазить на гору только двое. Проведя рекламную акцию, а именно зачитав имеющееся у нас описание пещеры – нас стало четверо. Легко взобравшись по расщелине, попали к входу в пещеру. Змеиная нора – кастовая пещера, имеющая три этажа. Иногда встречаются летучие мыши.
Осторожно спускаясь обратно, пришлось проявить некоторые навыки скалолазания.
До вокзала в Симферополе добрались довольно быстро, туристов, велосипедистов тьма. До поезда 3 часа, есть время купить сувениры. Совсем рядом с вокзалом есть очень приличный магазин туристического снаряжения и одежды, цены московские. Разобрав и запаковав велосипеды, спокойно загрузились в поезд. Наш майский поход по Крыму окончен.
10.05.2009 Тула, электричка до пл. 107 км – 107 км - Пущино
Из Симферополя поезд домчал нас до Тулы. На вокзале собрали велосипеды, купили тульские пряники и на электричке доехали до платформы 107 км. До дома осталось 16 км по асфальту. Дорога ровная, через час квартира скрипнула дверь родного лифта. Дом, милый дом.
Выводы и рекомендации
В качестве зачетного похода велошколы турклуба «Азимут» был выбран полуостров Крым. А именно Юго-Западный Крым, как наиболее привлекательный для велотуризма.
При планировании маршрута перед нами стояло несколько целей. Во-первых, спортивная - проехать предлагаемый маршрут, поскольку горная часть представляет достаточную сложность. До этого большинство участников ходили только в походы выходного дня. Во-вторых, познакомиться с культурой и историей Крыма. И, в-третьих, организационная. В походе каждый выполняет свою роль и от того как ты с ней справляешься, зависит общее настроение группы. Наши участники ответственной подошли к своим обязанностям, что позволило пройти маршрут полностью, несмотря на непогоду, поломки и прочие катаклизмы.