За
3 недели до похода были куплены билеты на самолет Хельсинки - Осло -
Хельсинки (norwegian.com) и поезда Oslo-Haugastøl, Bergen-Oslo (nsb.no). При планировании маршрута
использовались карты Open MTB Norway, Garmin Norway Topo Adventure. Информация о
достопримечательностях доступна на сайте http://www.visitnorway.com/ru/.
День
1
(3 августа) Аэропорт Oslo–Gardermoen (поезд) – Oslo, 20 км
Самолет
Хельсинки-Осло прибывает около 10 утра. Из аэропорта до города добрались на
электричке. Поскольку здание центрального вокзала Осло было на ремонте, мы
вышли на одну станцию раньше. По навигатору добрались до центра города. На
центральном вокзале получили ранее оплаченные билеты, а также купили газ в
ближайшем магазине G-sport.
Из запланированных достопримечательностей посмотрели центральную
туристическую улицу, королевский дворец и парк скульптур
Вигеланда. На ночь остановились в кемпинге Ekeberg, который был
переполнен участниками молодежного футбольного турнира.
День
2
(4 августа) Oslo
(поезд) – Haugastøl – Finse – Hallingskarvet – Flåm (автобус) – Sogndal, 91 км
Утренний
поезд отправлялся в 6.30. Поскольку центральный вокзал был на реконструкции,
всех пассажиров доставляли автобусами до Hønefoss, а затем уже поездом
до Бергена. Велосипедистов, желающих прокатиться по веломаршруту Rallarvegen,
было достаточно много. В основном все ехали налегке. Велосипеды погрузили в
фуру.
Свой
маршрут начинаем в Haugastøl около 11 утра. Веломаршрут Rallarvegen
считается одним из самых живописных в Норвегии. Большая часть дороги проходит
на высоте более 1000 метров над уровнем моря, среди горной тундры. Качество
дороги отличное.
День
выдался довольно пасмурным. Три раза заряжал дождь. После ледника заехали в
небольшой домик-кафе Fagernut
погреться и попить чайку. После развилки на Myrdal и
Flåm начинается крутой спуск в долину. Теряем около 200 м. После этого
ещё 20 км спуска вдоль Фломской железной дороги. Фломская железная дорога -
одна из самых крутых железных дорог в мире со стандартной колеей. Почти 80%
всей трассы имеет уклон в 55 тысячных долей, что соответствует подъему в один
метр на каждые 18 м пути. Фломская железная дорога, построенная в
экстремальных условиях норвежского ландшафта – настоящее произведение
инженерного искусства. Инженеры при строительстве дороги также изменили русло
реки.
Во
Flåm сели на автобус в 20.00 до Sogndal. Дорога пролегала через Lærdal Tunnel
– самый длинный автомобильный туннель (24,5 км). В Sogndal встали Stedje Camping, рядом есть
магазин REMA
1000
и автозаправка. Оплата только наличными. Кемпинг очень милый, палатку можно
поставить среди аккуратных яблоневых деревьев.
День 3 (5 августа) Sogndal –
Solvorn (паром) – Urnes – Skjolden – Fortun – Turtagrø, 71 км
Утром
проехали 17 км до Solvorn,
на пароме перебрались на
соседний берег в Urnes.
В Urnes
находится
старейшая
деревянная церковь Норвегии, построенная в 1150 году.
Далее
двигались по дороге вдоль фьорда, машин мало. По пути проехали 2 туннеля
(неосвещаемые). Один туннель объехали по старой дороге, где встретили двух
французов, путешествующих по Европе на автомобиле с велосипедами.
.
Пообедали
в Skjolden.
Погода не радовала, временами накрапывал дождик. На бензоколонке в Fortun пополнили
запасы воды. После Fortun
начался крутой подъем. За 3 часа проехали 10 км и поднялись на 900 м. Доехав
до Turtagrø, единогласно решили, что дальше не поедем,
и разбили лагерь на границе с национальным парком Jotunheimen рядом с другими
палатками. За водой ходили в отель Turtagrø.
День
4
(6 августа) Turtagrø
(дневка) – пешая радиалка на гору Skagastølstind, 12 км
В
субботу 6 августа в Turtagrø
проводились соревнования по скоростному восхождению на гору Fanaraaken (The mountain race Buff Fanaraaken Uphill, 8,6 km, from 868 – 2.068 metres above sea level). Понаблюдав за бегущими
спортсменами, мы отправились по маркированной тропе на гору Skagastølstind
(2400 м). Поднялись мы только до ледника на высоту 1650 м. Вся прогулка
заняла 3,5 часа.
На ужин сварили суп
из подосиновиков, которые росли прямо рядом с палаткой. Также набрали морошки
и черники.
День
5
(7 августа) Turtagrø
– Skjolden
– Gaupne –
Solvorn
– Sogndal,
90 км
Утром,
утеплившись, начали спуск обратно в долину. До Skjolden спустились за 20 минут,
постоянно приходилось жать на тормоза на крутых поворотах серпантина. В Skjolden посетили
музей-библиотеку. Рядом была установлена турбина от местной электростанции.
Вдоль
Lusterfjorden
нам встретилось 3 туннеля. У двух были отличные асфальтированные объезды. На
третьем объезде был обвал породы, пришлось возвращаться и ехать в туннеле
вместе с машинами. В Gaupne
заехали
в местную кондитерскую. Перед Solvorn
нас накрыл дождик, который мы благополучно переждали на остановке в течение
часа. За это время мы успели подкрепиться. На ночь встали в уже знакомом нам
Stedje Camping.
День 6
(8 августа) Sogndal –
Leikanger – Hella (паром) – Dragsvik – Balestrand – Høyanger –
Nordeide, 109 км
Целый
день едем вдоль Sognefjorden.
Погода отличная. Взору открываются потрясающие виды фьорда с его
многочисленными водопадами.
На
пароме из Hella
попадаем
в Dragsvik.
Пока ждали паром, познакомились с группой американских пенсионеров, катающихся
на велосипедах по Норвегии. Почти что у каждого оказались русские или
украинские корни, но русского языка они не знали. В Balestrand перекусили,
и отправились дальше – сегодня мы должны успеть доехать до Nordeide. У девушки на
туристическом центре узнали, что на велосипеде можно проехать через туннель
(7 км) в Høyanger. Перед въездом в туннель,
однако, стоял знак, запрещающий движение на велосипеде. Но нам отступать было
некуда, утеплились, включили свет и отправились длинное подземное путешествие.
Туннель освещаемый, есть зоны для отдыха. Повстречалось только 3 машины. Но
все равно жутковато.
Nordeide
представлял из себя всего один дом, который и являлся вокзалом. На ночевку
встали рядом с дорогой за ограждением. Вообще найти ровное место для палатки
в Норвегии проблематично, все либо частная территория, немногочисленные поля,
либо его вообще нет, поскольку в горных условиях широкая автомобильная дорога
это роскошь. Ужин был скромный: лосось под Aquavit.
День
7
(9 августа) Nordeide
(паром) – Bergen,
23 км
Утром
сели на паром, который нас доставил в Bergen. Берген считается самым
дождливым городом Норвегии, однако мы застали целых 2 солнечных, но очень
ветреных дня. Целый день катались по узким улочкам и паркам. На ночь встали
на окраине Бергена на берегу небольшого озерца.
День
8
(10 августа) Bergen
(поезд) – аэропорт Oslo–Gardermoen, 20 км
Вдоволь
накатавшись по Бергену и его окрестностям, в 4 часа вечера сели на поезд до
Осло. На последок, немного фотографий из окна поезда.
Железнодорожный
транспорт в Норвегии не отличается пунктуальностью. Отправление задержали на
7 минут, а затем наш поезд медленно и верно выбился из графика на целых
полчаса, которого у нас не было, поскольку из Осло на последней электричке мы
должны были добраться до аэропорта. Однако проводники побеспокоились заранее
и всех людей с похожей проблемой отправили в аэропорт на такси из
Hønefoss. В аэропорту были уже в 00.10.
День
9
(11 августа) Oslo–Gardermoen - Helsinki
Вылет
в Helsinki
был
06:40 утра. Ночь провели в аэропорту Oslo.
Выводы
и рекомендации
В
крупных населенных пунктах, магазинах, на паромах можно использовать для
расчетов карточку, но в некоторых кемпингах (Sogndal) и маленьких кафе оплата
только наличными. Перед походом запаслись наличными 2000 Nok.
Велодорожки
есть только в населенных пунктах. Между населенными пунктами дороги узкие,
только-только чтобы 2 машины смогли разъехаться.
В
целом, надо признать, что Норвегия для путешественника обходится дороже, чем
например, Германия. Однако при разумном планировании переездов можно
воспользоваться специальными тарифами со скидками. При наличии палатки можно
бесплатно ночевать не ближе 150 метров от частной территории, но зато в
кемпингах можно воспользоваться душем и другими удобствами.
Путешествие
на велосипеде по фьордам дает возможность наслаждаться прекрасными видами,
хотя карабкаться по горам в поисках еще более прекрасных видов, возможно, не
каждый захочет. В августе было уже не слишком тепло, надо иметь в запасе
теплую одежду.
Бюджет похода составил 962 EUR на двоих
(Билеты: самолет Helsinki-Oslo-Helsinki 199 EUR + велосипеды 77 EUR, поезд Oslo–Gardermoen – Oslo 220 Nok, поезд Oslo - Haugastol 398 Nok+билет на велосипеды 350 Nok, поезд Bergen - Oslo 398 Nok+билет на велосипеды 350 Nok, автобус Flam – Sogndal 268 Nok + билет на велосипеды 142 Nok, паромы: 62+48+355 Nok; Кемпинги: 215+160+160 Nok; Eдa 1680 Nok; Сувениры 440 Nok; Газ 49 Nok).
|